ijma

 

О ПРОЕКТЕ    |    ЭКСПЕДИЦИИ    |    ВЫСТАВКИ    |    ФИЛЬМЫ    |    СЕРИЯ «МОЙ МИР ИСЛАМА»    |    ИНТЕРВЬЮ    |    ENGLISH

ИДЖМА‘ = СОГЛАСИЕ

Мой мир ислама

Интервью шейха ‘Абдаллаха б. Мухаммада б. ‘Абдаллаха ас-Салми, Министра по делам религии и религиозного имущества Султаната Оман

1. Перед поездкой в Оман мы внимательно ознакомились с содержанием сайтов? Министерства по делам религии и религиозного имущества Султаната Оман и журнала «Ат-Тафахум», и у нас создалось впечатление, что Ваше государство позиционирует себя как оплот умеренности и религиозной терпимости на Ближнем Востоке. И действительно, по приезде мы воочию могли убедиться в том, что представители различных народов и конфессий — арабов и неарабов, мусульман и немусульман, живут и трудятся в мире и согласии друг с другом.

Каким образом Оман смог стать столь процветающим островком мира и толерантности в таком взрывоопасном регионе, как Ближний Восток?

Большое спасибо за эти добрые слова, высказанные Вами. Ответ на Ваш вопрос можно поделить на две части. Первая связана с общей политикой его Величества Султана и государства. Вторая ассоциируется с деятельностью

Министерства по делам религий за последние сорок с лишним лет, которая реализуется в рамках этого курса Султаната.

Что касается общей политики в эпоху его Величества Султана, которую мы называем временем Возрождения, то она зиждется на двух китах.

Первый — фундаментальное положение о гражданском государстве и второй — всеобщее, всеобъемлющее развитие. Оманская конституция провозглашает Султанат гражданским государством всех его граждан, в котором все граждане имеют равные права и обязанности и находятся под властью закона без дискриминации по религиозно-расовой принадлежности или социально-политическому статусу.

Граждане реализуют свои права через институты, созданные в эпоху его Величества, это, в частности, Совет шуры1, избираемый на регулярной основе, а также муниципалитеты, Государственный совет. Исполнительная власть в виде оманского правительства и независимое правосудие опираются на конституционные принципы разделения властей и взаимодействия между собой.

Без сомнения, конституционное оманское государство — это государство справедливости и самодостаточности, подобно другим демократическим государствам мира.

Для того, чтобы граждане могли должным образом при полном равенстве пользоваться своими правами и осуществлять свои обязанности существует второй краеугольный камень общей политики Султаната. Это — всеобъемлющее развитие, которое позволило оманцам распрощаться с нуждой и бедностью, открыло новые горизонты для социально-экономического, политического и гуманитарного подъема.

Налицо развитие таких секторов, как здравоохранение, образование, постоянное наращивание объемов экономики, развитие обширных связей Султаната со своим ближайшим окружением и с миром в целом.

Реализация пятилетних планов развития, при которых ставились конкретные цели, привела к созданию процветающего оманского общества, утверждению свобод для индивидуума и общества в целом. Так возникла и укрепилась атмосфера всеобщей удовлетворенности, отвечающей устремлениям как общества в целом, так и частных лиц.

В результате появилась возможность противостоять кризисам и вызовам времени, достичь высокого уровня внутренней солидарности, оградить страну от вовлечения ее во взрывоопасные ситуации в регионе.

Да, существует и некий традиционный иммунитет Омана, опирающийся на приверженность граждан своей идентичности, он обновляется и укрепляется под эгидой правового государства и влияния мощных импульсов прогресса.

Что касается второй части моего ответа, то религиозный сектор в контексте общей политики государства курируется Министерством по делам религий, конечно, в рамках отведенных ему полномочий.

В основе традиционных ценностей ислама в нашей стране — опора на умеренность и, как говорят, на «золотую середину». В Омане сложилась и своя традиция в отношении конфессионального многообразия. У национальных религиозных институтов четыре задачи:

— обеспечение единства учения и практики вероисповедания;
— религиозное образование;
— вопросы фетву2;
— вопросы общего религиозного наставничества во всех сферах жизни общества.

Что касается первой задачи, то мы не делаем различий между мусульманами, принадлежащими к разным богословско-правовым школам (мазхабам), нет и негативного отношения в отношении немусульман, и вообще — нет склонности выделять кого-то в противовес другим.

В вопросах религиозного образования мы делаем упор на принцип просвещения, развития, эволюции и гармонизации, а также взаимосвязи деятельности медресе, мечетей и богословских факультетов в этой области.

Наши студенты получают духовное образование напрямую, слушая лекции ведущих профессоров и высокочтимых шейхов как из Омана, так и каирского университета «Аль-Азхар», а также богословов, которые учились в различных религиозных институтах арабских стран. В Омане появилось и новое поколение с дипломами высшего образования из университетов с мировым именем. Что касается наших программ, то мы стараемся максимально использовать в них разработки университета «Аль-Азхар»3 и других ведущих мировых мусульманских университетов и факультетов. У нас также существуют прочные традиции передачи научных знаний, их усвоения и распространения. Есть богатое доктринальное и законотворческое наследие, а Министерство по делам религий активно взаимодействует с Министерством национального наследия и культуры в его популяризации. Этим наследием пользуются многие наши студенты. Они также берут на вооружение образцы современных учебных программ, грамотно сочетая [традиции и современность].

Вы в своем вопросе упомянули журнал под названием «Ат-Тафахум» («Взаимопонимание»). Он — часть реализации нашей четвертой задачи — популяризации знаний в массах верующих. Вышло в свет около 50 выпусков этого журнала, а также журнала под названием «Терпимость». Он приобрел довольно большую известность и стал трибуной для просветительской деятельности, с ним сотрудничают сотни исследователей из арабского мира, других стран.

У этого журнала три функции: культурный ликбез, развитие исламской мысли и поддержание научных контактов с внешним миром. Имеются и приложения, выходящие в дополнение к самому журналу, в частности ежемесячник под названием «Молодежный ат-Тафахум», который ведет работу с молодыми оманскими авторами — новыми голосами в сфере критики [в области культуры, развития идей и философских концепций], а также приложение, посвященное книжной библиографии.

Кроме того, журнал «Ат-Тафахум» проводит конференции по вопросам мусульманского права, который собирает ученых из арабо-мусульманского мира. Также проводятся так называемые «культурные сезоны», в рамках которых мы приглашаем гостей для чтения лекций и участия в диспутах.

Наша научно-религиозная деятельность развивается благодаря возможностям и свободам, которые нам предоставлены. При этом направления нашей просветительской работы не ограничены внутриоманскими рамками и выходят за их пределы, внося свою лепту как в общий арабо-мусульманский прогресс, так и в дело диалога с остальным миром. Мы установили отношения с крупнейшими религиозными институтами арабского и мусульманского мира, а также с видными институтами христианской направленности. В этом русле мы поощряем обмен визитами, устраиваем конференции, проводим творческие мастерские.

Конечно же, идеального общества не существует, однако генеральная линия политики Султаната, деятельность Министерства по делам религий создали достойные условия для эволюции взглядов и развития в морально-религиозной и гуманитарной сферах.

Мы прекрасно осознаем, что в современном обществе ни у кого нет монополии на просветительскую деятельность, на популяризацию знаний среди масс и их ориентацию [в мире знаний]. Поэтому перед лицом вызовов времени мы стараемся совершенствовать нашу деятельность, желая постоянно присутствовать на рынке [культуры и медиа], конкурируя там в сфере добрых деяний.

 

2. Исследователю представляется, что подобная позиция оманцев в вопросах мирного сосуществования и толерантности восходит своими корнями к столь уникальной философско-правовой школе ислама как ибадизм. Каковы основные постулаты ибадизма?

Ибадизм подобно другим направлением ислама является правовой и догматической школой. Различия между ним и другими школами не больше, чем между такими богословско-правовыми школами, как шафиитская, ханафитская, малекитская, зайдитская и школа шиитов-двунадесятников.

Специфика ибадизма состоит в следующем:

1. Следование принципу равновесия между разумом и [содержанием богословско-правового] текста.
2. Открытость для иджтихада4 и принятия лучшего и более совершенного мнения при комментировании или интерпретации [богословско-правовых] источников в процессе выхода на собственное богословско-правовое решение.
3. Ревностное соблюдение равенства и принципа шуры5 в шариатской системе ибадитов без различий, основанных на древности рода, используемом языке или варианте обычного права.
4. Опора ибадитов на конечные цели шариата6, как на свои основные ценности, а это — сохранение здравого смысла, [укрепление] религии, [сохранение и преумножение] собственности, [забота] о потомстве. Благодаря этой практике обеспечивается как система межличностных отношений людей, так и их отношения с государством.
5. Обязательное согласование хадисов7 со Священной книгой Всевышнего (Кораном).

Будучи древнейшими обитателями региона Индийского океана, ибадиты обладают многовековым опытом сосуществования с другими социумами, принадлежащими к разным религиям и культурам. При том, что ибадиты отличаются набожностью и строгостью нравов, эта строгость нравов скорее всего обращена вовнутрь общины, а не против других, людей иных религий и культур. [В отношениях с другими] ибадит [постоянно] считает себя как бы ответственным за человека, которого он приглашает в качестве гостя.

Раздумывая о Вашем вопросе насчет постулатов ибадизма, я не обнаружил какого-то главного или второстепенного принципа, по которому школа ибадизма отличалась бы от других мазхабов в исламе. Его особенности переплетаются с другими, но в тоже время у ибадизма накоплен большой опыт, порожденный причинами исторического свойства. Уже со второго века хиджры – мусульманского летоисчисления – ибадизм столкнулся с комплексом проблем, связанных с государственным строительством.

 

3. Во время интервью с суннитскими богословами и духовными лицами нам неоднократно приходилось слышать от них, что их оппоненты шииты — кафир (то есть отступники), в интервью же с представителями шиитского направления, кефирами шииты называли, наоборот, суннитов. Но никто из них не называет кефирами ибадитов. Как это возможно, что столь несогласные друг с другом сунниты и шииты не подвергают нападкам ибадитскую религиозно-философскую школу?

Обвинения в кофре8 — безбожии внутри ислама или за его пределами отвратительны. В Священном Коране говорится: «и не говорите ему, кто предложит вам мир: “Ты не верующий”, — домогаясь случайностей жизни ближней» (сура «Женщины», айат 94).

Мы видим, что в истории происходило множество конфликтов, которые прикрывались именем религии. И мы видим, как эти конфликты канули в Лету. Как сказал один из великих мусульман, я думаю, им был халиф ‘Умар б. ‘Абд ал-‘Азиз: «Аллах очистил наши руки от крови, но не нужно ею пачкать наши языки».

Мы видим в нынешние времена, что за этими взаимными обвинениями стоит не столько фанатизм, а в первую очередь политическая и стратегическая подоплека. Когда они уйдут в прошлое, то все почувствуют раскаяние, иначе, в чем значение высказывания Всевышнего: «Верующие ведь братья» (сура «Комнаты», айат 10). Далее в этом же айате мы видим такие слова: «Примиряйте же обоих наших братьев…» (сура «Комнаты», айат 10).

Нужно подниматься [над этими распрями] во имя исправления и примирения людей, но когда эти вещи затруднительны, необходимо действовать беспристрастно. Не удивляйтесь, если кто-то обвинит Вас в безбожии, слава Богу, мы никого в этом не обвиняем. Мы пытаемся по мере сил и возможностей добиться исправления и призвать к доброму делу. «Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием» (сура «Пчелы», айат 125).

 

4. Грех: что есть грех? Какова его природа? Уместно ли, по–вашему, говорить о степени тяжести греха?

Тяжкий грех или преступление в терминологии ибадистских законоведов — серьезное преступление, которое заслуживает наказания, и эта тема входит в дискурс богословов о Вратах ал-асма’ ва-л-ахкам9. Это словосочетание означает «имена и суждения» и касается статуса грешника с точки зрения ожидающей его в потустороннем мире участи. В прошлом обсуждались смертные грехи, которые находились вне пределов религиозной доктрины, а также другие, которые считались [мирскими] преступлениями или порочными поступками.

В нашей богословско-правовой школе в прошлом были понятия, связанные с «мирскими грехами» и «грехами веры». Для нас как было актуальным, так и останется навсегда высказывание Господа: «Начертал Господь ваш самому

Себе милость» (сура «Скот», айат 54). Так давайте же все выйдем на просторы, покинем узкие ущелья и будем вопрошать Господа, чтобы он даровал мусульманам и всем другим раскаяние, милость и прощение.

Не хочу читать проповеди, но и никак не избежать этого. В старые времена были словесные баталии по поводу необходимости имманентного взаимоувязывания веры и благочестивых действий. Так пусть же эта старое, коренное правило останется перед нашими глазами, ушами и душами: кто верует и кто действует — благочестив. Нужно настаивать на увязывании веры и доброго дела, не пускаясь в какое-либо поношение или обвинения. А религия — это доброе наставление.

 

5. Хотя в ибадитской литературе и присутствует дискурс относительно ал-асма’ ва-л-ахкам и рассматривается проблема куфра, тем не менее сунниты и шииты никогда не называются в ибадитских источниках неверными. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Вы сейчас использовали такой термин, как ал-асма’ ва-л-ахкам. Сунниты, шииты и ибадиты — все они мусульмане, все они правоверные. Они ошибаются, их могут постигать какие-то неприятности или беды, их могут призвать к отчету [в Cудный день или здесь на земле].

Мы никого не обвиняем в безбожии, и настоятельно советуем не причислять к безбожникам муваххидинов, единобожников или людей единобожия, как они сами себя называют10.

 

6. Что Вы могли бы сказать о таких направлениях и философских школах ислама, как исмаилиийа (исмаилиты), ахмадийа (ахмадиты), алавийа (алфавиты)?

Насколько я знаю из их верований, они — муваххидины — единобожники.

 

7. Признаются ли в ибадизме неверными христиане?

8. Признаются ли в ибадизме неверными иудеи?

И иудеи, и христиане поклоняются Всевышнему. У них своя специфика, отраженная в книгах, ниспосланных им свыше и имманентная столпам веры в исламе. Мы, мусульмане, разделяем с ними то, что лежит в основе монотеистических аврамических религий, их основные постулаты и моральную основу их учений. Мы живем вместе с ними в этом мире, относимся к ним не по признакам их веры, а воспринимаем через призму их поведения, нравов и морали. Ведь в Коране Всевышний призвал их (представителей обеих конфессий) к разговору на равных, к поклонению единому Богу.

 

9. А многобожники?

Что касается многобожников, то, согласно Корану, это те, кто отрицает монотеизм в вере, совершая обряды [идолопоклонства].

 

10. Коран и хадисы: может ли Коран сам по себе, без дополнений, считаться единственным и исключительным источником веры для мусульман? Коранисты правы или заблуждаются? Они мусульмане или кафиры?

Высказывания коранистов в отношении единственности Корана не являются чем-то новым, но это те коранисты, которые не признавали аутентичности хадисов Пророка. Некоторые сомневаются в содержании хадисов. Эти утверждения вновь всплыли примерно лет сто назад в связи с обсуждением явных противоречий в некоторых хадисах. Но Коран и сунна тесно связаны, ведь в Коране сказано: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Пророку» (сура «Женщины», айат 59).

Сам Пророк повелевал сопоставлять хадис с Божественной книгой (то есть с Кораном): что у них согласуется, то верно, а что нет — то не принимается. Кроме того, отдельные части шариата базируются преимущественно на сунне Пророка. Поэтому нужно относиться с большой осторожностью к этим двум позициям11, чтобы не впасть в ошибку.

 

11. Существуют как суннитские, так и шиитские хадисы. Каково отношение к хадисам у ибадитов?

Я не знаю, что вы подразумеваете под понятием «хадисы суннитов» и «хадисы шиитов». В этом плане взгляды ибадитов подобны верованиям остальных мусульман, т. е. аутентичность хадисов обусловлена правильностью иснада: цепочки передатчиков, их связи между собой и правильностью его текста.

 

12. Богословие: позиция ибадитов относительно сущности и атрибутов Бога близка позиции мутазилитов. Можно ли утверждать, что ибадиты, подобно мутазилитам, придерживаются мнения о том, что Коран не вечен, но сотворен Богом?

Ибадизм вообще-то возник раньше течения мутазилитов. Мутазилиты — это те, кто пытался обособиться и занять отдельную позицию по вопросам, связанным с вопросами вероучения, с атрибутами Творца, поступками рабов Божьих. Таких категорий как «обещания и угрозы», «повеления одобряемого и запрещения порицаемого», которые обязывают мусульманина способствовать всеми средствами торжеству добра и борьбе со злом.

При этом не все мутазилиты утверждали сотворенность Корана и, кстати, и между ибадитами нет полного согласия по этому поводу. В прошлом богословские школы как на востоке мусульманского мира, так и в странах Магриба [подробно] обсуждали эти вопросы, и сегодня у ибадитов существует почти полное согласие по поводу тезиса о сотворенности Корана.

Необходимо учитывать и то, что при дальнейшей разработке мутазилитами пяти известных догматов12 их воззрения тесно соприкасались с мнениями ученых-ибадитов. В прошлом враги мутазилитов как раз и приписывали им влияние ибадитов на естественное развитие этих догматов. Взаимодействие и взаимовлияние между мутазилитами и ибадитами существовало вплоть до III века хиджры / IX века н.э. После этого каждое из течений избрало свой ясный и независимый вектор развития.

 

13. Мутазилиты были рационалистами. Какова роль разума / рассудка в ибадизме?

Разум — это основа принятия на себя обязанностей в исламе, его сохранение —один из столпов шариата. У всех нас — мусульман, христиан или иудеев — наш общий Пророк Авраам (да будет мир ему!), который узаконил диспут со своим народом на основе постижения истины разумом.

Именно поэтому школа мутазилитов отличалась тем, что довела до полного совершенства догматические аргументы учения пророка Мухаммада, используя методы рационалистов. Этим воспользовались и мусульмане, и христиане, и иудеи, разделившиеся на направления самого разного толка, когда вели идейные баталии как между собой, так и со своими противниками — неверующими или язычниками. Позже они восприняли достижения современной им математики, философии и физики, что позволило придать новое направление богословским дискуссиям того времени. Так что даже вопрос о главенстве рационалистических подходов над традиционалистскими или наоборот играет не слишком большую роль при его детальном изучении. Однако современные знатоки и исследователи хадисов любят классифицировать старые идейные течения, разделяя их на рационалистические и традиционалистские, выделяя гностиков, батынитов и захиритов13, джабаритов и ихтияритов14.

 

14. Предопределение (судьба) против свободы воли человека: каковы взгляды на это в ибадизме?

Божественный приговор — не предопределение. Нет обязательной связи между отрицанием судьбы и свободой воли: [только] Господь велик и могущественен в своем всезнании! Так, ибадиты считают, что раб Божий несет полную ответственность за свои поступки, которые он выбирает. В Коране говорится: «И кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его» (сура «Землетрясение», айат 8).

 

15. Эсхатология: большинство мусульман верят в то, что узрят Бога после смерти. Насколько мне известно, ибадизм отрицает эту возможность. Верно ли это?

16. Эсхатология: ибадиты полагают, что пророк Мухаммед не будет ходатайствовать в Судный день о тех, кто свершил тяжкие грехи. В то время как сунниты полагают, что грешные мусульмане во искупление содеянного могут временно пребывать в верхних слоях адского огня и в конечном счете им позволено будет войти в рай посредством заступничества Пророка, ибадиты полагают, что нераскаявшиеся при жизни грешники никогда не избегнут адского огня и будут пребывать там в вечности. Верно ли это?

Эти вопросы относится к посмертной жизни и к Судному дню. По этому поводу ибадиты и мутазилиты полагают, что основа всего — в Божественной справедливости и испрашивании милости у Всевышнего. Они выполняют это для себя и ради всех других без исключения, но лишь по его повелению, ибо все стремятся к получению милости у Творца.

Известен спор по вопросу об узрении Бога, который присутствует в каждом из мазхабов. Взглянем на слово Всевышнего: «И лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие» (сура «Воскресение», айат 22). Нет связи проблемы видения с заступничеством Пророка.

Вы, мой брат, вновь использовали ошибочный термин. Совершивший тяжкий грех не [может] раскаяться. В отношении его некоторые богословские течения делают упор на категории «угрозы»15, в то время как другие уповают на милость Бога.

 

17. Побуждает ли ибадизм иностранцев, приезжающих в Оман принять ислам?

Нет, нет, ибадиты этого не делают. Оман [последовательно] выполнял миссию Пророка, благодаря которой он оказался в системе отношений с пятью [великими] державами. Благодаря протяженности своей береговой линии он имел и имеет статус [важного] регионального государства. Не зря великий философ и ученый средневековья Ибн Халдун назвал Оман краем султанов с древних пор, ибо в отличие от остальных государственных образований Аравийского полуострова он обладал независимостью и влиянием. У Омана были отношения с другими народами и государствами еще тысячи лет назад. Оман называли «вратами достоинства», это и было причиной постоянного расового, этнического, культурного многообразия страны.

 

18. Призывают ли ибадиты других мусульман следовать их направлению?

Нет, этого ибадиты никогда не делали, следуя словам Всевышнего. «Нет принуждения в религии» (сура «Корова», агат 256). Это подтверждает и серьезное прочтение истории страны, все осознают суть кредо ибадизма и его отношений с другими. При этом историки и исследователи не сталкивались с тем, что указывало бы на какое-то конфессиональное принуждение в Омане при наличии этнического и прочего многообразия живущих в нем людей.

 

19. Какие меры – по мнению представителей оманской интеллектуальной элиты – государство должно предпринимать в будущем для обеспечения сохранения Омана в качестве оплота стабильности, процветания, терпимости и мирного сосуществования народов на Ближнем Востоке?

Мы верим, что приверженность граждан своей идентичности, крепкая солидарность между ними придали стране иммунитет, который сохранится и в будущем. Тем не менее, все зависит от каждого оманца и его способности поддерживать религиозное и национальное равенство в стране, которое он унаследовал от отцов и дедов и которое реально торжествует в жизни страны в эпоху Его величества Султана. Это — дальновидная стратегия и политика. Оманцам удалось добиться равенства людей в своей стране, и все они трудятся над его укреплением в будущем при Божьей помощи.


1 Совет шуры формируется султаном из числа избранных в 59 провинциях кандидатов сроком на три года с правом переизбрания на последующие сроки. Женщины также могут претендовать на членство в Совете. Главная задача Совета шуры в том, чтобы представлять интересы провинций и общин перед прави-тельством и информировать провинциальное руководство о планах государства относительно деятельности на периферии. Состав Государственного совета (первая сессия состоялась в январе 1998 г.) назначается сул-таном также на три года. Этот орган выносит решения по поправкам и предложениям, предлагаемым Сове-том шуры.

2 Фетва — богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического примене-ния какого-либо предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с позиций шариата.

3 Аль-Азхар — старейшая и наиболее престижная мусульманская духовная академия-университет, ведущее образовательное учреждения суннитского мира.

4 Иджтихад — деятельность богослова по изучению и решению вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретации и комментировании богословско-правовых источников.

5 Принцип шуры понимается как принцип консультаций правителя и совета — органа, представля-ющего интересы общины мусульман.

6 Комплекс закрепленных, прежде всего, Кораном и мусульманским священным преданием (сунной) предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.

7 Свод преданий о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающих различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.

8 Куфр — неверие, непризнание ислама или отход от его норм.

9 Ал-асма’ ва-л-ахкам («имена и суждения») — одно из важнейших понятий, которое рассматрива-ется в традиционном разделе ибадитских сочинений, посвященном дню Страшного суда.

10 Т. е. последователей монотеистических религий.

11 То, что верен тот хадис, который согласуется с Кораном и то, что отдельные части шариата бази-руются преимущественно на сунне Пророка.

12 Речь идет о «пяти основоположениях», которые, как утверждают мутазилитские источники, были окончательно сформулированы во времена крупнейшего представителя басрийской школы мутазилитов Абу-л-Хузайла ал-‘Аллафа (ум. в 841 или 849 г.). Эти основоположения следующие: 1. Справедливость (ал-‘адл); 2. Единобожие (ат-таухид); 3. Обещание и угроза (ал-ва‘д ва-л-ва‘ид); 4. Промежуточное состояние (ал-манзила байна-л-манзилатайн); 5. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого (ал-‘амр би-л-ма‘руф ва-н-нахй ани-л-мункар).

13 Батыниты – общее название сторонников свободного, аллегорического толкования Корана и сун-ны, искавших в них скрытый, тайный смысл в противоположность буквалистам-захиритам.

14 Джабриты – сторонники признания Бога единственным подлинным субъектом действия в проти-воположность кадаритам и ихтийаритам, которые поддерживали тезис о том, что человек является творцом своих действий.

15 См. выше, прим. 12.

Back to top