ijma

 

О ПРОЕКТЕ    |    ЭКСПЕДИЦИИ    |    ВЫСТАВКИ    |    ФИЛЬМЫ    |    СЕРИЯ «МОЙ МИР ИСЛАМА»    |    ИНТЕРВЬЮ    |    ENGLISH

ИДЖМА‘ = СОГЛАСИЕ

Мой мир ислама

Предварительные итоги работы международной историко-этнографической экспедиции в Иорданию по проекту «Материальный мир Корана (повседневная жизнь Аравии времен Пророка)»


Замысливший убить Мухаммада курайшит
Абу Джахл б. Хишам сказал: «Мухаммад
утверждает, что если вы последуете ему
в его деле, то станете царями арабов и персов,
потом воскреснете после своей смерти,
и устроены будут для вас сады,
подобные садам Иордании».

Ибн Хишам. Ас-сират ан-набавиййа

 

Вади Рум – долина к востоку от ‘Акабы, которая на протяжении веков была частью международной транспортной системы. Эти места были тесно связаны с жизнью групп христиан-аскетов, «монахов пустыни». Набатейская надпись упоминает древнее название района – Ирам. 

 

C 29 сентября по 10 октября 2017 г. в рамках проекта «Материальный мир Корана (повседневная жизнь Аравии времен Пророка)», реализуемого МАЭ РАН, Лейденским институтом рационального монотеизма (президент – Аслбек Мусин) и журналом “Manuscripta Orientalia”, прошел первый этап международной историко-этнографической экспедиции в Иорданию. 

Маршрут экспедиции: Амман – Джераш – побережье Мертвого моря – Аджлун и Пелла – «Уммайадские замки» – Мабада – Петра – Вади Рум – Акаба – Амман. 

Помимо решения организационно-технических вопросов, связанных в частности с возможностью видеосъемок  в рамках разработанного маршрута, в том числе и с использованием самого современного БПЛА, основной задачей экспедиции было продолжение сбора материалов для научного обеспечения публикации основных результатов исследований, посвященных материальному миру Корана и повседневной жизни Аравии рубежа VI–VII вв. Это один из важнейших периодов в истории Ближнего Востока, в который проходило становление ислама как религиозно-политической системы. Книга будет включать серии фото и видео иллюстраций, элементы дополненной реальности, мобильные приложения, которые будут доступны на сайте проекта.

В рамках экспедиции был также осуществлен сбор материалов для обоснования рабочей гипотезы, согласно которой набор ветхо- и новозаветных пророческих преданий, зафиксированных Кораном, тесно связан с цепочкой святых мест, протянувшихся вдоль важнейших аравийских караванных маршрутов. В Иордании вдоль указанных маршрутов расположены, в частности, места паломничества, связанные с:

Помимо указанных выше святых мест экспедиция много работала также на развалинах «Уммайадских замков», важнейших историко-архитектурных источников, связанных как с образами рая в Коране, так и с историей раннего ислама.

Руководитель экспедиции — д. и. н., проф. Е. А. Резван, заместитель директора МАЭ РАН по научной работе и главный редактор журнала “Manuscripta Orientalia”. В экспедиции приняли участие Гершом Киприсчи, директор ЛИРМ, Анна Кудрявцева, автор исследования «Коран как источник по изучению материальной культуры Аравии рубежа VI—VII вв.», Хазем Саййид, представитель принимающей стороны.

В рамках пребывания в Иордании Е.А. Резван дал развернутое интервью крупнейшей и наиболее влиятельной газете страны «Ар-Рай».

Организаторы экспедиции искренне благодарят доктора Хельмута Флюера и г-жу Елену Давыдову, без активного содействия которых организационные вопросы по обеспечению съемок в Иордании весной 2018 г. не были бы решены оптимальным образом и в столь короткий срок. Большую помощь в планировании и организации поездки оказала г-жа Анна Лалаян и Клуб путешествий «Crosna Travel» (Москва).

 

Фото А. Ю. Кудрявцевой. Историко-этнографическая экспедиция в Иорданию по проекту «Материальный мир Корана (повседневная жизнь Аравии времен Пророка)», сентябрь – октябрь 2017.

           
Статуи из ‘Айн Газал (ок. 7250 до н. э.) – образец древнейших из когда-либо обнаруженных человеческих скульптур. Музей Иордании.   ‘Амман, Цитадель, дворец Уммайадов (720 г.н.э.).   Традиционные бедуинские украшения. Музей народного искусства, ‘Амман. («Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? Выходит из них обоих жемчуг и коралл». Коран, 55:19–22).   Пещерное погребение Семи спящих отроков неподалеку от ‘Аммана. («И ты видишь, как солнце, когда оно восходило, уклонялось от пещеры их направо, а когда заходило, миновало их налево, а они были в свободном месте. Это – из знамений Аллаха; кого ведет Аллах, тот идет прямым путем, а кого Он сбивает, – для того не найдешь защитника, руководителя Коран, 18:17. И так дали Мы знать о них, чтобы они узнали, что обещание Аллаха – истина и что час – нет сомнения в нем! Вот они разошлись между собой в их деле и сказали: „Постройте над ними сооружение. Их Господь лучше знает про них“. Сказали те, которые держали верх в их деле: „Устроим мы над ними мечеть!“» Коран, 18:21). Детали коранического рассказа (название места, ориентировка пещеры, строительство над ней храма и др.) дают основание предположить, что в Коране имеется в виду не эфесская пещера, традиционно считавшаяся местом действия христианского сказания, а погребение на территории римского некрополя в окрестностях современного ‘Аммана, с которым в Сирии и Палестине ещё в доисламский период связывали действие этого сказания.

           
На плантации оливковых и фиговых деревьев в 30 км от ‘Аммана. («Клянусь смоковницей и маслиной…». Коран, 95:2).   Могила пророка Шу‘айба, вади Шу‘айб.   Каср ал-Халлабат. Северо-запад современной Иордании. Перестроен при Хишаме б. ‘Абд ал-Малике (правил между 724 и 743 гг.). Основной строительный материал – песчаник. По-видимому, первоначально – набатейская постройка, затем римская крепость, построенная при императоре Каракалле как один из серии укрепленных пунктов вдоль Via Nova Traiana, связывавшей Дамаск и ‘Акабу через Петру и ‘Амман.   Лестница в умаййадском замке Каср ал-Халлабат. («И если бы не случилось того, что люди будут одной общиной, Мы бы для тех, кто не верует в Милосердного, устроили у домов потолки [блестящие как] из серебра и лестницы, по которым они поднимаются, и у домов их двери и ложа, на которых они возлежат, и украшения. Но все это – только блага здешней жизни, а будущая – у твоего Господа для богобоязненных» (Коран, 43:33–35). Коран свидетельствует о том, что жители Мекки отчетливо представляли себе, как выглядят роскошные дворцы, поражавшие блестящими, словно серебро, потолками (возможно из серебряной смальты), лестницами и дверями, ведущими в горницы, уставленные ложами и украшенные цветными орнаментами (мозаиками или росписями), чтобы люди не стали слишком привязаны к этому миру и не оказались неверующими. Время создания Корана совпало с расцветом мозаичного искусства Византии. Расположенные в Северной Аравии (например, на территории современной Иордании) храмы и умаййадские замки и сегодня сохранили для нас блестящие образцы мозаик и настенных росписей.

           
Каср ‘Амра (Кусайр ‘Амра). Восточная Иордания. Надписи, обнаруженные здесь в 2012 г. позволили датировать постройку периодом между 723 и 742 гг. Считается одним из самых важных примеров раннего исламского искусства и архитектуры. Сохранились фрагменты невысокого здания из известняка и базальта. Постройку связывают с именами Валида II или Йазида III. Первый был известен тягой к изысканным удовольствиям, был по преданию знатоком музыки и поэзии. Не уступал ему и Йазид, матерью которого была персидская принцесса. Фрески внутри традиционного античного банного комплекса (apodyterium, tepidarium, caldarium) представляют сцены охоты, животных, распространенных по преимуществу в Персии, фрукты, вино, обнаженных женщин.   Каср Харана. Восток Иордании, неподалеку от границы с Саудовской Аравией. Первоначально – римское или византийское сооружение, контролировавшее одно из важнейших вади в регионе. Перестройка замка датируется между 661 и 685 гг., что позволяет считать его одним из наиболее ранних сооружений подобного типа. По своим архитектурным и функциональным особенностям Каср Харана выбивается из серии умаййадских замков. Это – могучее четырехугольное здание из песчаника, имеющее полукруглые башни в центре стен и по углам. Включает в себя 60 помещений на двух уровнях, расположенных по периметру вокруг центрального двора с бассейном посередине, наполнявшимся дождевой водой. Помещения, украшенные пилястрами, медальонами и слепыми нишами, имеют окна-прорези для света и вентиляции. В оформлении и строительных технологиях отчетливо выражены сирийские и сасанидские влияния.   Джараш (Гераса) – древний город в 48 км к северу от ‘Аммана. Некогда один из наиболее развитых и оживлённых торговых городов Декаполиса, соперничавший по своему богатству и красоте с Пальмирой. Величина города в пределах его стен в византийский период составляла ок. 800 тыс. кв. м.   Пелла – древний город в 25 км к юго-востоку от Ирбида, один из торговых городов Декаполиса, в январе 635 г. н. э. – место сражения между мусульманской армией под командованием Халида б. Аль-Валида и византийцами.

           
Фрагмент старейшей карты Палестины (первоначальный размер около 15×25×6 м) в Мадабе (ныне украшает пол православного храма, построенного в XIX в. Карта, созданная в 560 г. н. э. (т. е. за 10 лет до традиционной даты рождения пророка Мухаммада), содержит 157 надписей на греческом языке, представляющих все основные библейские святыни Ближнего Востока от Египта до Палестины.   Мукавир (Махерон), замок Ирода. Согласно преданию – место, где Иоанн Креститель / Йахйа был обезглавлен Иродом Антипой, преемником Ирода Великого. Вдоль дороги к замку расположен ряд пещер, в одной из которых, по легенде, и была совершена казнь.   Мукавир (Махерон), замок Ирода. На вершине холма реконструированные колонны к юго-западу от глубокой цистерны отмечают место пиршественного зала (триклиния), где, согласно легенде, и танцевала Саломея.   Вифания за Иорданом, ал-Махтас (араб. «погружение») – по преданию, место крещения Иисуса Христа (с тех пор Иордан изменил свое русло). Остатки византийских построек свидетельствуют о том, что место было почитаемо как минимум с VI в. н. э.

           
Река Иордан неподалеку от ал-Махтаса.   Пещера Лота / Лута. («И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его». Быт. 19:30).   Гора Нево́ или Небо́, гора Моисея / Мусы (817 м над уровнем моря, в 7 км от города Мадабы). Согласно Второзаконию, с этой горы Господь показал Моисею всю Землю обетованную: «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана…» (Втор. 34:1).   Башня столпника (V в. н. э.) ‒ место затвора и уединенной молитвы христианских подвижников в 1,6 км к северу от Умм ар-Расас ‒ богатейшего, но лишь частично раскопанного археологического комплекса римской, византийской и ранней мусульманских эпох. Практика подобного затвора была популярна среди христианских подвижников на севере Аравии накануне возникновения ислама.

           
Фрагмент разрушенной скульптурной композиции, представлявшей вход торгового каравана в Петру. Укрытая скалами Петра не только обладала преимуществами крепости, но и контролировала основные торговые маршруты, которые проходили через нее в Газу на западе, в Босру и Дамаск на севере, в ‘Акабу и Левке Коме на побережье Красного моря. Многолетние работы археологов показали, что именно способность набатеев контролировать водоснабжение привела созданию этого искусственного оазиса. Важно, что в последние века до н. э. и первые века н. э. племенной союз самуд жил под влиянием набатейской культуры. Именно кораническим самудянам принадлежали многие памятники Северного Хиджаза, которые традиционно ассоциируют с набатейцами.   Пещерное жилище племени бедул в районе Петры. Помимо традиционных «черных палаток» здесь продолжают использоваться для жилья и различных видов деятельности пещеры, вырубленные в скалах набатейцами две тысячи лет назад. Есть археологические свидетельства того, что и набатейцы в свою очередь адаптировали уже существовавшие пещеры для своих нужд. Изучение использования древних пещер сегодня может дать ключи к пониманию и реконструкции ряда важных элементов образа жизни набатейцев.   Святой источник, добытый по преданию Мусой из камня. Вади Муса неподалеку от Петры. («И вот попросил Муса питья для своего народа, и Мы сказали: „Ударь своей палкой о скалу!“ И выбились из нее двенадцать источников, так что все люди знали место своего водопоя. „Ешьте и пейте из удела Аллаха! И не творите зла на земле, распространяя нечестие“». Коран, 2:60).   Место упокоения Аарона / Харуна, брата Моисея / Мусы на вершине Джабал Харун. По местному преданию будущий пророк Мухаммад, направляясь из Мекки в Дамаск, проходил через Петру и побывал на вершине. Хранитель храма христианский монах по имени Бахира пророчествовал, что мальчик – тогда ему было 10 лет – изменит мир. Небольшой храм на вершине – место поклонения мусульман, иудеев и христиан.

           
Развалины византийского монастыря неподалеку от вершины Джабал Харун.   Е. А. Резван, руководитель экспедиции, и проводники из бедуинского племени ал-‘амари у купола на вершине Джабал Харун.    

Back to top